5,3 млн новых рабочих мест в мире могут быть созданы к 2030 году благодаря бюджетным и бизнес-инвестициям в проекты по повышению квалификации и переподготовки кадров. Эти усилия позволят увеличить глобальный ВВП на 6,5 трлн долл., прогнозируют PwC и ВЭФ. Если инвестиции в образование — такой перспективный ресурс, то как его используют в России?
Образование изменилось. Бурное развитие цифровой экономики, глобализация и высокая конкуренция на рынках меняют требования к топ-менеджменту и руководителям среднего звена и определяют тренды в современной системе образования.
В последние годы ускоренными темпами развивалось дистанционное обучение, тренинги и программы, направленные на развитие гибких навыков (soft skills), командное взаимодействие, принятие решений в условиях неопределенности и др.
Пандемия и социальные ограничения еще сильнее изменили процесс ведения бизнеса. Специалистам потребовались новые компетенции, дополнительные знания и навыки. Многие работники, освободившись от офисного плена, активно занялись своим развитием в надежде усилить позиции на рынке труда.
Возникшие ранее тренды в системе профессионального и дополнительного образования только способствовали росту численности обучающихся за последний год, прежде всего, участников дистанционных программ. И если до пандемии многие компании выбирали для своих сотрудников онлайн-обучение, чтобы сократить расходы, то в период ограничений они ориентируются на сохранение трудового потенциала организации.
Кто платит? В инвестициях в образование участвуют три стороны: государство, компании и население.
Наше государство достаточно активно участвует в программах обучения, подготовки, переподготовки. Так, по программе «Цифровая экономика» к 2024 году миллион человек пройдет переобучение в рамках дополнительного образования. Каждый гражданин может получить персональный сертификат на бесплатное повышение квалификации по компетенциям цифровой экономики. Однако сейчас реализуются в основном краткосрочные дистанционные программы в ограниченном количестве учебных заведений и центров. И эти программы — скорее некий импульс для продолжения обучения и саморазвития.
Впрочем, в центрах занятости населения создана достаточно эффективная инфраструктура: на обучение предпенсионеров на период 2019–2021 годов из бюджета было выделено 3,4 млрд руб. Еще 2,9 млрд руб. направлено на бесплатное обучение граждан, оставшихся без работы из-за коронавируса. Планируется, что по этим программам дополнительно смогут обучиться около 100 тыс. человек.
Российские компании, по сравнению с иностранными, тратят на обучение своих сотрудников намного меньше средств. Самые крупные организации — не больше 3% своего фонда оплаты труда, тогда как для западного бизнеса — это минимум затрат. В большинстве же российских компаний расходы на образование персонала не превышают 1% от ФОТ. Но в последние год-два перед пандемией многие организации, видимо, осознали, что без развития современных компетенций выдержать конкуренцию и удержать квалифицированные кадры невозможно. В итоге более 80% компаний увеличили расходы на обучение своих сотрудников.
Сами работники также все больше склоняются к практике постоянного обучения и повышения квалификации. Конечно, более 50% наемных специалистов считают, что за программы обучения должны платить компании или государство, но в условиях пандемии все образовательные платформы отметили многократный рост спроса на программы и курсы со стороны населения.
Что дальше? Можно с уверенностью утверждать, что уже до начала пандемии ситуация с образованием существенно изменилась. Все стороны образовательного процесса приняли вызовы, которые ставит современный мир, и готовы тратить деньги и время, чтобы соответствовать требованиям цифровой экономики. Но самое главное — качество. Согласно рейтингу Global Human Capital Россия в 2017 году занимала 4-е место в мире по объему человеческого капитала и только 42-е — по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности и включенности в непрерывное образование. Это значит, что необходимо очень быстро и качественно сокращать столь существенный разрыв.
Заметим: по такому значимому для роста экономики показателю, как доступность квалифицированных работников, мы на 89‑й позиции.
Поэтому бюджетные и бизнес-инвестиции в повышение квалификации и обучение кадров необходимы для цифрового прорыва, для качественной трансформации экономики, связанной с изменением soft skills, мышления, командного взаимодействия участников рынков. Инвестиции создают условия для практического применения запасов человеческого капитала всех квалификационных групп работников и потенциальной рабочей силы.
Людмила Иванова-Швец, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для агентства Москва-Новости.