Каждому — без труда: изменит ли пандемия социальную политику в Европе

imageОдна из самых социально ориентированных стран современной Европы, похоже, скоро может изменить свой статус. Что происходит в стране, родившей лозунг «Свобода, равенство и братство»? И насколько он актуален для современной Франции?

Гражданство важнее работы? Французский вариант общества всеобщего благосостояния метафизически формируется со времен Просвещения XVIII века. К началу XXI века Франция может гордиться крепким средним классом с высоким уровнем социальной защиты. По классификации датского социолога Эспинг-Андерсена, республика относится к консервативно-корпоративной модели государства всеобщего благосостояния, для которой характерен высокий уровень детоваризации. Это означает наличие социальных прав, не связанных с трудовой деятельностью, но обусловленных гражданством получателя.

Рис. 1. Сальдо Национального фонда медицинского страхования (CNAM) Франции, млрд евро, 2005–2021 гг. Источник: SSFR.

imageУнаследованный от средневековых гильдий корпоративизм, напротив, предполагает зависимость социальной поддержки от принадлежности к конкретной корпорации (сообществу) и положению в ней.

Между тем с нефтяного кризиса 1970-х годов среднегодовые темпы роста ВВП и производительности труда Франции имеют тенденцию к снижению, а продолжительность жизни граждан и миграционные потоки — к росту. Несмотря на это, до сих пор Франция входит в тройку лидеров стран ЕС по доле социальных расходов в ВВП — около 30%. Около 60% финансирования бюджета социальной защиты осуществляется за счет налогов и 40% — за счет социальных взносов.

Налог на пенсии. Одно из ключевых положений экономической программы нынешнего президента Эммануэля Макрона — разнонаправленная социальная реформа. Цель — преодолеть дисбаланс финансирования социальной сферы за счет сокращения и повышения эффективности расходов, а также изменений в доходной части. В частности, налоговая реформа нацелена на оживление экономического роста и повышение инвестиционной привлекательности страны.

Для этого выбрана стратегия повышения оплачиваемых всеми косвенных налогов при снижении налоговой нагрузки на бизнес и состоятельных граждан. Делается упор не на дифференцированный подоходный налог, а на НДС и единый социальный налог, который выплачивают все по единой ставке.

В соответствии с реформой 2018–2019 годов отменен 75%-ный налог на имущество; введен налог на недвижимость и налог на доходы с капитала по ставке 30%. Наибольшее возмущение нижней прослойки среднего класса и особенно сельской Франции вызвала попытка введения экологического налога на горючее. Одновременно снижены компенсации низкооплачиваемым работникам, а социальный налог распространен на все доходы, включая пенсию по старости.

Массовые протесты движения «желтых жилетов» привели к мораторию на введение экологического налога во Франции. Сокращение численности работников бюджетной сферы при увеличении расходов на оборону в соответствии с требованиями НАТО продолжается.

Стандарты будут снижаться? Стабилизация и даже некоторое улучшение социального бюджета были разрушены локдаунами 2019–2020 годов, снижением отчислений в бюджет и резким ростом расходов, прежде всего на медицинские услуги и товары (см. рис. 1). По данным Счетной комиссии по социальному обеспечению Франции, в 2020 году достигнут беспрецедентный дефицит бюджета социального обеспечения — 39,7 млрд евро, что значительно превышает дефициты 2008–2009 годов.

Известно, что Макрон является активным сторонником развития евроинтеграции. Имея существенные ограничения в реализации социальных реформ на страновом уровне, французский президент сейчас продвигает идею разработки единых социальных стандартов для всех стран ЕС. По сути, это означает снижение стандартов жизни французов.

Светлана Иванова, профессор кафедры мировой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для агентства Москва-Новости.

Total
0
Shares

Добавить комментарий

Похожие материалы
Total
0
Share